Человек и природа.
1. Восприятия
человеком природы как живой материи (влияния природы на душу человека)
«Слово о полку Игореве»
Вся природа в «Слове» наделяется автором человеческими
чувствами, способностью различать добро и зло. Она предупреждает русских о
несчастьях, переживает с ними горе и радости.
А.П. Чехов «Степь»
Егорушка, мальчик 9-ти лет, пораженный красотой степи,
очеловечивает её и превращает в своего двойника: ему кажется, что степное
пространство способно и страдать, и радоваться, и тосковать. Его переживания и
мысли становятся не по-детски серьезными, философскими.
Л.Н..Толстой «Война и мир»
Наташа Ростова, восхищаясь красотой ночи в Отрадном,
готова полететь, как птица: её окрыляет увиденное. Андрей Болконский во время
поездки в Отрадное увидел старый дуб, и изменения, которые впоследствии
произошли в душе героя, связаны с красотой и величием могучего дерева.
В. Астафьев «Царь-рыба»
Рыбак Утробин, поймав на крючок огромную рыбу, не в
силах справиться с ней. Для того чтобы избежать гибели, он вынужден отпустить
ее на свободу. Встреча с рыбой, символизирующей нравственное начало в природе,
заставляет этого браконьера пересмотреть свои представления о жизни.
2. Постижения
прекрасного в природе
С. Есенин
Стихи о природе («Берёза», «Пороша», «Задремали звёзды
золотые»). Ощущение единства человека с природным миром, его растительным
животным началом.
Ю. Яковлев «Разбуженный соловьями»
Озорного, непоседливого Селюжонка однажды в пионерском
лагере разбудили соловьи. Рассердившись, с камнем в руке, он решает
расправиться с птицами, но замирает, завороженный пением соловья. Что- то
стронулось в душе мальчика, ему захотелось увидеть, а потом и изобразить
лесного волшебника. И пусть вылепленная им из пластилина птица даже отдаленно
не напоминает соловья, Селюжонок испытал животворящую силу искусства. Когда
соловей снова разбудил его, он поднял с кроватей всех ребят, чтобы те тоже
услышали волшебные трели. Автор утверждает, что постижение красоты в природе
ведет к постижению красоты в искусстве, в себе.
3. Бережного
отношения к природе
И. С. Тургенев «Отцы и дети»
Базаров, отвергая всякое эстетическое наслаждение
природой, воспринимает её как мастерскую, а человека – как работника. Аркадий,
друг Базарова, напротив, относится к ней со всем присущем молодой душе
восхищением. В романе каждый герой проходит проверку природой. Аркадию общение
с окружающим миром помогает залечить душевные раны, для него это единение
естественно и приятно. Базаров же, напротив, не стремится к контакту с ней –
когда Базарову было плохо, он «шел в лес и ломал ветки». Она не дарит ему ни
желанного успокоения, ни душевного равновесия. Таким образом, Тургенев
подчеркивает необходимость плодотворного и двухстороннего диалога с природой.
Ч. Айматов «Плаха»
(Человек собственными руками рушит многокрасочный и
многонаселенный мир природы). На
примере волчьей семьи автор показал погибель дикой природы от хозяйственной
деятельности человека. И как страшно становится, когда видишь, что при
сравнении с человеком хищники выглядят более гуманными и "человечными",
чем "венец творения". Так ради какого блага в будущем человек
приносит на плаху своих детей?
Писатель предостерегает, что бессмысленное истребление
животных – угроза земному процветанию. Позиция «царя» по отношению к животным
чревата трагедией.
В. Астафьев «Царь-рыба»
Природа жива и одухотворена, наделена нравственно-
карающей силой, она способна не только защищаться, но и нести возмездие.
Иллюстрацией карающей силы служит судьба Гоши Герцева. Этот герой несет
наказание за высокомерный цинизм по отношению к людям и к природе. Карающая
сила распространяется не только на отдельных героев. Нарушение равновесия несет
угрозу всему человечеству, если оно не образумится в своей намеренной или
вынужденной жестокости.
4. Экологии.
Писатели подняли свой голос в защиту природы. Авторы в
своих произведениях утверждают высшие человеческие ценности – нравственность,
духовность, благородство. Их волнуют проблемы: человек и земля, человек и
судьбы природы.
Леонид Леонов был первым, кто проявил гражданскую прозорливость
сразу после войны, когда все было подчинено одному – восстановлению жизни,
обратился к своим читателям, ко всему народу с призывом – бережно, рачительно
относиться к великой кладовой природы, думать о завтрашнем дне, не губить то,
что служит верную службу новым поколениям.
Своей поэмой о русском лесе Л. Леонов открыл новую
экологическую проблему, которая получила дальнейшее развитие в литературе.
О. Гончар, С. Залыгин, В. Распутин, В. Астафьев, Б.
Васильев, Ч. Айматов – с особой силой выразили тот художественный взгляд на
мир, который представляет природу и человека как нечто неразрывное, все время
взаимодействующее и взаимопроникающее, доказали, что экологическая проблема
составляет единое с нравственной проблемой.
А. Г. Распутин «Прощание с Матерой»
Может ли человек управлять природой, например, повернуть
русло реки и затопить остров, не нанося урок окружающему? Ответ – нет, ничто не
проходит бесследно. Они рушат жизни жителей Матеры, рушат её флору и фауну,
изменяют климат, а это безнравственно.
Цитаты
«Природа не
терпит неточностей и не прощает ошибок» (Р. Эмерсон)
Таким образом, человек в результате хозяйственной
деятельности наносит большой ущерб природе, а вместе с этим и своему здоровью.
Как же тогда человеку строить свои отношения с природой? Каждый человек в своей деятельности должен
бережно относится ко всему живому на Земле, не отторгать себя от природы, не
стремиться возвысится над ней, а помнить, что он её часть.
5. Забота о красоте
родного края.
В романе Васильева “Не стреляйте в белых лебедей”
скромный недотёпа Егор Полушкин едва не погибает от рук браконьеров. Защита
природы стала для него призванием и смыслом жизни.
В Ясной Поляне производится много работ только с одной
целью – сделать это место одним из самых красивых и уютных.
Комментариев нет:
Отправить комментарий