вторник, 18 июня 2013 г.

Конкуренция. Монополия.


Конкуренция (от лат. состязаться, соревноваться) – это соперничество между участниками рыночного хозяйства за лучшие условия производства и купли-продажи товаров.
Она может быть ценовая, которая заключается в снижении цен на однотипную продукцию по сравнению с конкурентами, и неценовая, когда товар предлагается более высокого качества, или широко рекламируется, или дополняется установкой и т. д.
Конкуренция может быть свободной и монополистической.
Свободной называется такая структура рынка, при которой цена устанавливается в результате уравновешивания спроса и предложения. (XIX в. Англия)
Монополистическая конкуренция – это такой рынок, где есть большое количество продавцов, предлагающих схожие, но не идентичные товары. Монополистическую конкуренцию следует отличать от монополий.
Монополия – это исключительное право производства, торговли и других видов деятельности, принадлежащие единому лицу, группе лиц или государству. По своей сути монополия прямо противоположна свободной конкуренции.
Виды монополий:
I. В зависимости от степени охвата экономики:
1)    Чистая монополия в масштабе определенной отрасли;
2)    Абсолютная монополия (в масштабах национального хозяйства.) В данном случае монополистом является государство;
3)    Монопсония (может быть как абсолютная, так и чистая) – это такой вид монополии, при которой на рынке существует только один покупатель товаров или ресурсов.
II. В зависимости от причин возникновения:
1)    Естественная монополия. Естественные монополисты имеют в своей собственности либо свободно не воспроизводимые элементы производства (например, редкие полезные ископаемые), либо целые отрасли инфраструктуры (например, железные дороги);
2)    Искусственные монополии это объединения нескольких предприятий, специально созданных для извлечения сверхприбыли.
С искусственными монополистами государство борется при помощи монопольного (антитрестовского) законодательства, а естественных монополистов оно часто поддерживает, т. к. их деятельность более эффективна, чем деятельность большого количества мелких фирм.
На современном рынке в чистом виде нет ни конкуренции, ни монополии. Он представляет собой сочетание монополистической конкуренции и олигополии.
Олигополия – это конкуренция между немногими, при которой в каждой отрасли существует небольшое число производителей, которые контролируют до 67 % данной отрасли.
Для нормального функционирования рынка необходимо существование инфраструктуры рыночного хозяйства, под которой понимают взаимосвязанную систему организаций, которые обслуживают потоки товаров, услуг, денег, которые перемещаются по экономике под воздействием рыночных стимулов.
Классическая рыночная инфраструктура включает в себя товарные биржи, фондовые биржи и биржи труда.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Поиск по сайту